АНДРОЛОГИЯ - ГИНЕКОЛОГИЯ - УРОЛОГИЯ - ЭНДОКРИНОЛОГИЯ

Заболевания крайней плоти у мальчиков -
вопросы и ответы
Общие вопросы - отвечает руководитель Центра
профессор В.В.Николаев

Нормальное развитие и гигиена
Спайки и сенехии
Фимоз - распознавание
Обрезание и другие способы лечения фимоза
Воспалительные заболевания крайней плоти

Нормальное развитие и гигиена

Все говорят разное. Объясните, пожалуйста, когда должна открываться головка у мальчика и как часто надо ее мыть?

Кожа крайней плоти (препуциального мешка) у детей раннего возраста в норме сращена с головкой полового члена препуциальными спайками или сенехиями, а отверстие крайней плоти узкое и в большинстве наблюдений не пропускает головку полового члена. Однако, в норме головка полового члена должна быть видна через кожное отверстие при попытке выведения головки.
С ростом ребенка между сенехиями, кожей и головкой накапливаться творожистая масса – смегма. Накопление смегмы способствует разделению сенехий и отслоению кожи крайней плоти от головки. Беспокойства и болезненности накопление смегмы не вызывает, а эвакуация ее происходит постепенно - без вмешательства.
С возрастом кожа становится более эластичной и головку полового члена можно свободно вывести и проводить гигиенические мероприятия. К 5-6 годам головка полностью открывается в 30-35% случаев, а в возрасте 12 лет в 85-90% случаев.
Гигиенические процедуры состоят в споласкивании головки полового члена водой до 12 лет и мытье головки с гелем или жидким мылом с 12 лет. Если головка не открывается, то ополаскивают кожу крайней плоти.

Спайки или сенехии крайней плоти

Правильно ли сделал хирург, когда отодрал при осмотре кожу от головки полового члена моему внуку?

Это устаревший подход к ведению мальчиков со спайками крайней плоти, но он до сих пор используется многими хирургами и урологами.
При неправильном или недостаточном обезболивании возможно развитие неврозов на фоне психической травмы полученной во время вмешательства.
Надо осмотреть Вашего ребенка, чтобы оценить необходимость подобного вмешательства.
Мы считаем оправданным выжидательный подход, принятый в большинстве развитых стран – не разделять сенехий без необходимости, то есть при отсутствии воспалительных процессов в препуциальном мешке. С возрастом сенехии разрыхляются и исчезают в большинстве наблюдений.

Меня напугал врач! Он сказал, что я никогда не буду бабушкой если немедленно не разделить спайки на головке полового члена у моего ребенка. Но я не могу решиться. Ведь у ребенка ничего не болит. Помогите советом. Сыну 4 года.

Успокойтесь. Будьте уверены! Ваше будущее не зависит от того, разделит хирург спайки или нет. Советую проследить, бывают ли у вашего сына покраснения крайней плоти. Если «Да», то разделение спаек может быть оправдано.
Но вначале надо попробовать более тщательно проводить гигиенические процедуры. Затем, провести обследование. Во всяком случае, торопиться не надо.

Фимоз – распознавание

Что такое фимоз? И чем он опасен?

Фимоз – сужение отверстия кожи крайней плоти, препятствующее открыванию головки. Без хирургического вмешательства фимоз не проходит. Бывает как врожденный фимоз, так и приобретенный - после воспаления препуциального мешка, медицинское название баланопостит. Препуциальный мешок - пространство между головкой полового члена и кожей крайней плоти.
Фимоз часто сопровождается нарушением мочеиспускания: ребенок мочится тонкой струей, во время мочеиспускания крайняя плоть надувается потоком мочи и увеличивается в объеме.
Фимоз это ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, вызывающее воспаление крайней плоти более чем в половине случаев, опасное осложнениями со стороны мочевого пузыря и почек при несвоевременном лечении.
СУЖЕНИЕ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ ОБНАЖИТЬ ГОЛОВКУ ПОЛОВОГО ЧЛЕНА У РЕБЕНКА 5 ЛЕТ - ПОВОД ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ УРОЛОГА.

Физиологический фимоз – временное состояние у детей когда головка полового члена не открывается из-за наличия спаек между внутренним листком крайней плоти и головкой полового члена. В большинстве случаев проходит самостоятельно.

Я пыталась открыть головку пениса у моего сына 3 лет, но даже увидеть ее не получается. Когда он писает, то кожа вокруг головки надувается. Может быть у нас фимоз? В каком случае надо идти на прием к урологу? Как срочно надо его лечить?

Если головку члена не удается увидеть или при мочеиспускании кожа полового члена раздувается мочой – значит, имеется сужение крайней плоти – фимоз. Следует обратиться к специалисту. Также необходим осмотр уролога-андролога, если отверстие крайней плоти у ребенка 6 лет не более 3 мм, или головка у ребенка 8-10 не выводится. В некоторых случаях головка с возрастом перестает открываться – это может быть приобретенный рубцовый фимоз, также требующий лечения.
Встречаются также варианты фимоза, при которых головка полового члена открывается в спокойном состоянии и не открывается при эрекции. Обычно они выявляются в возрасте 13-18 лет.

Как определить есть ли у моего ребенка фимоз?

У детей до 5 лет при сдвигании кожи полового члена к его корню должна показываться головка. Диаметр отверстия крайней плоти при этом может быть 3-6 мм.
Если же при сдвигании кожи головку не видно, то в большинстве случаев это фимоз.

Сын лето провел у бабушки на даче, а когда вернулся, головка члена у него перестала открываться. Что делать?

Это типичная ситуация возникновения приобретенного фимоза. Обычно он развивается на фоне подострого воспаления крайней плоти. Внешне половой член при этом обычного вида. Постепенно происходит снижение эластичности внутреннего листка крайней плоти и образование грубого белесоватого рубца. Лечение хирургическое. Вид операции определяется при осмотре.

Обрезание и другие способы лечения фимоза

Моему племяннику 8 месяцев. Мы хотим сделать ему обрезание. Какой метод на ваш взгляд лучше подходит для такого малыша? Не хотелось бы делать обычное обрезание, так как много говорят об осложнениях.

Для детей первого года жизни по нашему опыту оптимальным способом обрезания является американская технология Hollister c кольцами. Она позволяет избавить большинство детей от наркоза и получить отличный косметический и функциональный результат.

Какие существуют варианты лечения фимоза? Можно ли обойтись без обрезания?

Обрезание крайней плоти при фимозе предпочтительно выполнять до 3 лет, когда ребенок не осознает утраты крайней плоти, так как сексуальная самоидентификация происходит в возрасте 3 лет. Причем в возрасте до одного года можно использовать замечательную американскую методику обрезания с использованием пластикового кольца, позволяющую не использовать шовный материал и в то же время избежать кровотечения.
В возрасте от 3 до 5 лет в ряде случаев можно проводить косметическую пластику крайней плоти. Обрезание или пластика решается индивидуально.
Старше 5 лет мы предпочитаем пластику крайней плоти при первичном фимозе и и обрезание - при приобретенном.

Я слышала про операцию пластики крайней плоти при фимозе. Что это за операция? Можно ли ее использовать у ребенка 7 лет?

Существуют различные варианты пластики крайней плоти в частности операция Шлоффера, Розенберга и другие. Крайняя плоть при этом рассекается продольно от края, с пересечением суживающего кольца. Затем по краям разреза накладываются швы. Часто после классических операций головка полового члена становится видна, а снизу под головкой располагается «язык» крайней плоти, что ухудшает внешний вид полового члена.
Нами разработан косметический вариант пластики крайней плоти, без формирования «языка».
Это более легкая для ребенка и менее травматичная процедура, по сравнению с другими видами операций. Вместе с тем, эстетические и функциональные результаты намного лучше. Внешний вид полового члена остается первоначальным, но головка при этом свободно открывается.
Мы предпочитаем использовать пластику крайней плоти у детей старше 5 лет.

Воспалительные заболевания крайней плоти

Два раза с промежутком в 4 месяца у моего сына 3 лет возникали воспаления полового члена. О.баланопостит. Как я должна поступить?

Повторные воспаления крайней плоти часто бывают у детей с фимозом, или снижением местной устойчивости к инфекции. Нередко ставится диагноз хронический или рецидивирующий баланопостит.
В этих случаях лучшим методом лечения является обрезание крайней плоти.

У ребенка 3 лет периодически повторяется воспаление кончика полового члена. Кожа краснеет. Два раза были выделения гноя. Лечились ванночками и инстилляциями. Доктор рекомендует сделать обрезание. Можно ли обойтись без обрезания?

Можно, но это чревато серьезными проблемами. Первым этапом - в холодном периоде – вне воспаления разделяют сенехии крайней плоти. Затем, проводят ежедневные гигиенические процедуры. полное излечение маловероятно. Обычно рецидивы инфекции продолжаются, часто в подострой форме. Так как антисептики действуют поверхностно и не попадают в выводные протоки желез, рецидив может возникать в короткие сроки после отмены антисептиков.
Инфекции препуциального мешка могут быть причиной восходящей инфекции, уретрита, простатита, везикулита, цистита и даже пиелонефрита.
Часто встречается предрасположенность к инфекции крайней плоти связанная со снижением местной сопротивляемости, которая тянется до взрослого периода жизни. Мужчина становится носителем инфекций. Причем, у взрослого мужчины инфекция может протекать бессимптомно, а у женщин вызывать бесплодие и опасные воспалительные процессы во внутренних половых органах. Увеличивается риск злокачественных новообразований полового члена.

После разделения «сенехий» на головке члена вот уже 2 месяца у ребенка имеется зуд, неприятный запах и красные точки на слизистой головки. Хирург разделявший спайки назначил синтомициновую эмульсию, но она не помогла. Что делать?

Вероятно, у вашего ребенка инфекция крайней плоти, возникшая после разделения спаек не чувствительная к лечению синтомицином. Надо выяснить характер инфекции, после чего можно будет назначить лечение.
Инфекции после разделения сенехий крайней плоти возникают в 15-25% наблюдений и требуют специального лечения. Если спайки крайней плоти не разделять воспаление препуциального мешка встречается гораздо реже.
Поэтому, мы очень осторожно ставим показания к разделению сенехий и делаем это только у детей имеющих предрасположенность к воспалительным процессам в области крайней плоти.